Конспект
тифоанализа
Тифоанализ (die tiefe (нем.) - глубина.) в целом, как совокупность специфических гипотез и точек зрения относительно психического функционирования, занимает пограничное положение между психологией (наукой о нормальном функционировании психики) и психопатологией (наукой о психической патологии). В силу своего пограничного положения тифоанализ (как и психоанализ, и аналитическая психология) выполняет две функции: он является (1) научной концепцией, которая наименее противоречиво пытается объяснить наибольшее количество фактов психической деятельности, и (2) лечебной техникой или, скорее, лечебной стратегией.
Восприятие, усвоение и использование концепции, которая может стать подспорьем специалистам прежде всего в сфере практической психологии и психотерапии требует особого, специфического ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма (в лучшем смысле этого слова) и живую непосредственную детскую любознательность. Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с неё стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией.
Основные положения тифоаналитической концепции
С точки зрения тифоаналитической концепции ошибка Фрейда заключается не в том, что он постулировал наличие влечения к смерти (в чем его чаще всего обвиняют - тут он как раз прав), а в том, что он:
-
рассмотрел систему сексуальности как первичное сексуальное влечение (либидо);
-
рассмотрел инстинкты самосохранения как самостоятельное первичное влечение самосохранения;
-
противопоставил, а затем объединил систему сексуальности и инстинкты самосохранения в рамках первичного влечения к жизни;
-
противопоставил влечение к жизни влечению к смерти в рамках дуалистической концепции влечений;
-
отождествил влечение к смерти с агрессивностью и деструктивностью.
С точки зрения тифоаналитической концепции у человека существует лишь одно первичное влечение - влечение к смерти или детензионное влечение (влечение к разрядке от напряжения). Тифоаналитическая концепция является монистической и постулирует следующие положения:
-
тенденцией (влечением) к жизни обладает лишь неорганическая материя, которая при определенных условиях неизбежно и закономерно образует жизнь как одну из форм своего существования;
-
человек, равно как и любая другая форма жизни, не обладает влечением к жизни;
-
человек, равно как и любая другая форма жизни, обладает лишь влечением к смерти;
-
жизнь есть процесс хронического умирания, побуждаемый влечением к смерти в рамках системы хронификации жизни;
-
система хронификации жизни ограничивает и замедляет стремление живой системы к смерти, заставляя "каждый организм умирать по-своему", но не является при этом самостоятельным или компонентным влечением;
-
агрессия (включение в себя) и элиминация (исключение из себя) - основные механизмы системы хронификации жизни (так называемые механизмы выживания), обеспечивающие созревание живой системы до репродуктивного состояния и ее дальнейшую инволюцию;
-
влечение к смерти (принцип удовольствия) и система хронификации жизни (принцип неудовольствия) образуют жизнь как вариант естественного термодинамического гомеостатического процесса, подчиняющийся принципу реальности: получение максимума удовольствия при минимуме неудовольствия;
-
система сексуальности (сексуальные инстинкты) обеспечивает репродукцию живых систем, но не является самостоятельным или компонентным влечением, полностью подчиняясь влечению к смерти;
-
нарушение качества жизни наблюдается в результате нарушения функций механизмов системы хронификации жизни (агрессии и элиминации), что неизбежно приводит к усилению влечения к смерти и возникновению авитальной активности, направленной на сокращение или прекращение жизни (суицидальная и парасуицидальная активность);
-
повышение качества жизни, профилактика и лечение авитальной активности заключается в нормализации функций системы хронификации жизни (агрессии и элиминации) и восстановлении гомеостаза.
Ю.Р. Вагин