Библиотека тифоаналитической литературы
Ю.Р. Вагин
ТРУДОГОЛИЗМ
Однажды живого классика современного психоанализа Хорста Кэхеле спросили, что ему больше всего нравится в его работе. Он сказал, что ему очень нравится, когда от сеанса прошло уже 15 минут, а клиента все еще нет. Я целиком и полностью согласен с Кэхеле и уверяю вас: его мудрые слова - не шутка. Лучше что может быть в работе - это возможность не работать. И это - факт. Факт, с которым многие могут не согласиться, но, как говорится, трудовая книжка им в помощь. Не об этом речь. Есть один поразительный момент, на который я хочу здесь обратить внимание.
Мои клиенты иногда тоже опаздывают ко мне на сеанс (как и Кэхеле мне это очень нравится). Это нормально и не удивительно. Но, каждый клиент, который опаздывает на сеанс, всегда считает своим долгом извиниться за опоздание. Это очень удивительно. Заметим, что время сеанса оплачивает клиент. Оно полностью принадлежит ему. Он имеет право прийти за пять минут до конца сеанса или не прийти вообще. Он не должен извиняться. Если клиент опаздывает - я пью кофе, лежу на диване, читаю, общаюсь с коллегами и провожу время в свое удовольствие и спасибо клиенту. Это понятно. Но (!) психика большинства людей настолько извращена, что они реально испытывают чувство вины за то, что лишили меня 15 минут работы и вместо этого дали мне возможность попить кофе. Они верят, что человек должен получать удовольствие от работы и извиняются за то, что лишили меня этой неземной радости. С разъяснения этого психологического извращения и начинается обычно возвращение человека в нормальную жизнь, которая должна приносить человеку хроническое удовольствие, и в которой работа сама по себе не может и не должна приносить удовольствие.
Работа - это то, что мы должны делать для того чтобы получить за это плату, а не то, что мы делаем для того, чтобы получить от этого удовольствие. На заработанную плату мы покупаем себе и своим близким ту жизнь, которая доставляет нам удовольствие. Сама по себе работа не может доставлять психологически здоровому человеку удовольствие. Если человек любит свою работу - это признак тяжелого психологического, если не психического, заболевания. Это трудоголизм, который как и алкоголизм, шопоголизм и другие "измы" никого до добра не доводил.
Тем не менее, трудовая активность повсеместно открытым текстом пропагандируется как самоценная форма психической и поведенческой активности. Данная форма поведения обозначается в психологических словарях как трудолюбие и рассматривается как черта характера, состоящая в положительном (!) отношении к процессу трудовой деятельности. Развитие трудолюбия ставится в ряду приоритетных задач современной отечественной педагогики. Мало нам алкоголиков и наркоманов, так отечественная психология и педагогика ставит своей приоритетной задачей воспитание еще и трудоголиков. И, ведь, что самое обидное, добиваются в этом направлении немалых успехов. Любой социологический опрос выявит, что подавляющее большинство людей искренне уверены, что человек должен любить свою работу. Вот в чем проблема, с моей точки зрения. Она настолько повсеместна, что не замечается даже специалистами.
Патологическая убежденность в том, что человек должен любить свою работу, толкает на совершеннее серьезных жизненных ошибок. Во-первых, после окончания школы в момент выбора образования и будущей профессии молодые люди (поощряемые наивными взрослым) стремятся выбрать себе ту профессию, которая им нравится. И это считается нормальным. Ведь, человек, якобы, должен заниматься делом, которое он любит. Работа должна приносить удовольствие. Через несколько лет, когда выбранная "любимая" профессия не обеспечивает достойный уровень существования, и в жизни начинается разруха и разочарование, начинаются бесплодные обвинения "партии и правительства" в том, что "у нас" не платят за "любимую" работу. Собственно и правильно делают, что не платят. Зачем платить за то, что делать и так приятно? За право заниматься любим делом нужно не зарплату просить, а самому приплачивать. Разве не так?
Во-вторых, многие люди, имеющие нормальную работу, которую они хорошо делают и которая приносит им замечательный доход, тем не менее, мечтают от нее избавиться! Вопрос: почему? А по причине той же патологической убежденности в том, что настоящая работа должна приносить удовольствие сама по себе, а не только от того дохода, который она приносит. И начинаются бесконечные метания и поиски в темной комнате черной кошки, которой в комнате нет.
Российское государство не формально (на уровне конституции или законов), а реально (на уровне глубинной психологии) все еще государство крепостное и рабовладельческое. Труд или служба в армии - это не работа, а долг, который дает право на жизнь, а если тебе за это еще и платят, то это считается милостью барина. Мог бы и не платить. Вместо права на достойную оплату труда людей с детства обучают любить труд, приучают видеть смысл жизни в труде, приучают любить свое рабство. С точки зрения современной отечественной психологии "трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться". С моей точки зрения "отношение к труду как основному смыслу жизни" признак психологического расстройства, которое ведет к трудоголизму, потере радости жизни и потере смысла жизни.
Мои клиенты часто спрашиваю меня: "Скажите, доктор, неужели Вы хотите сказать, что не Вы любите свою работу?" и хитро при этом улыбаются, думая, что поймали меня в ловушку. "Конечно, нет", - честно отвечаю я им. Я люблю своих родных, близких, друзей, люблю путешествовать, люблю заниматься сотнями приятных мне пустяков. За это мне денег почему-то не платят. Все это, наоборот, требует денег, которые мне приходится зарабатывать. Я хорошо умею делать свою работу, и мне за нее платят деньги. Но, если завтра за продажу ночных горшков на центральном колхозном рынке мне будут платить больше, чем я зарабатываю сейчас, решая проблемы людей, то завтра я буду на центральном колхозном рынке продавать ночные горшки…
Опубликовано:
журнал "Экшн" № 17 - 2013 г.
журнал "Формула красоты" № 63 - 2014 г.