Библиотека тифоаналитической литературы
Ю.Р. Вагин
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитие - слово страшное, слово обманчивое, коварное, извращенное "до наоборот" и вводящее в полное заблуждение педагогов, психологов и родителей.
Вдумайтесь на минуту в смысл слова "развитие". Русский язык редко врет. Он очень точный. Развитие - это раз витие, в том смысле, что нечто изначально свитое начинает развиваться, подобно пружине в механических часах или скрученной, изначально свитой ниточке, которая, будучи отпущена, начинает развиваться. Совершенно ясно при этом, что процесс развития - это процесс регрессивный, растратный, процесс перехода от большей энергии к меньшей. Какие-то подпроцессы при развитии могут сначала нарастать, затем спадать, но в основе всегда лежит развитие. Грубый пример: заведите любую детскую машинку и поставьте ее на пол. Скорость ее начнет резко увеличиваться за счет развивающейся пружины, а затем постепенно уменьшаться, пока не снизится до нуля. Похожие процессы происходят и в жизни любого человека. Вопрос ребром: вы хотите как можно скорее развить своего ребенка? Вы хотите, чтобы свитая пружинка жизни вашего малыша развилась как можно быстрее, осыпав вас веером математических, лингвистических достижений к 5-7 годам и замерев безжизненно к 18-20 годам?
Каждый человек постепенно развивается и физически, и интеллектуально. И все понимают, что глупо разрабатывать методики, которые заставили бы ребенка физически расти быстрее, чем то заложено природой, хотя теоретически это, вероятно, возможно. Никто не кормит, к счастью, детей анаболиками. Человека, который бы попробовал это делать, я думаю, справедливо бы наказали. Для баскетбольных команд отбирают людей с естественно высоким ростом, а не вытягивают подростков в специальных инкубаторах.
Однако задумаемся, что происходит в психологии в целом и в педагогике в частности по отношению к проблеме психического развития? Чем, если не "вытягиванием за уши", можно назвать знаменитое "развивающее обучение"? У Роджерса (при всем моем неприятии гуманистической психологии) есть хорошее сравнение: "Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он только может создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности". Это хорошее напоминание тем педагогам, которые считают, что развивающее обучение - это та волшебная жидкость, которой они поливают детей и которая обладает магической способностью из каждой землянички вырастить клубничку. Еще Гельвеций по этому поводу говорил, что посредством воспитания можно заставить плясать медведей, но нельзя выработать гениального человека.
Педагогам бы решить проблему, как не тормозить психическое развитие ребенка и подростка, чтобы не выступать в роли психических компра-чикосов, а уж кому и на сколько дано вырасти духовно и интеллектуально, природа решит сама. Не нужно ее подправлять. Как писал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз, "не нужно толкать реку, пусть она течет сама". Ведь все, что требуется от родителей, воспитателей и учителей, - это обеспечить свободный доступ ребенка к информа-ционному потоку в широком смысле этого слова, и он впитает в себя ровно столько, сколько позволят ему его собственные потенции.
Мне очень хочется задать вопрос вам и чтобы вы задали его себе: чем это таким занимаются педагоги, стараясь как можно скорее развить ребенка и подростка? Если вся жизнь есть процесс постепенного развития от зачатия до смерти, то к чему приближает ребенка педагог, стремящийся всеми силами его развить? Если я попытаюсь повиснуть на цепочке домашних ходиков этого самого педагога для ускорения их хода и цепочка, естественно, оборвется, я не думаю, что он будет при этом долго удивляться тем причинам, по которым это произошло. Я думаю, что мне после этого нужно будет поскорее уносить ноги из дома этого педагога. Но те же самые педагоги искренне удивляются: почему это подростковые самоубий-ства вышли на третье место среди причин смертности у детей и под-ростков. "Резко возросшее число завершенных суицидов в подростковом возрасте, и особенно среди детей до 12 лет, зависит от многочисленных социокультурных условий, которые в деталях на сегодняшний день еще не выяснены", - искренне удивляются они. Очень знакомые слова. "Ой, сломалось" и "Сами не знаем, как это получилось", - так всегда говорили мне мои дочери, когда безвозвратно разбирали какую-нибудь игрушку или агрегат. И глаза при этом такие честные-честные.
Дети - это не игрушка и не инструмент для реализации собственных амбиций. Не нужно их развивать! Не нужно пытаться повиснуть на гирьке мирно тикающих ходиков чужой жизни с целью заставить их идти быстрее. Не нужно делать это по отношению к себе, к своим детям и к своим близким, не нужно и другим позволять это делать. Нужно их просто по рукам бить за это. Нам, собственно говоря, некуда спешить...
Опубликовано в журнале "Экшн" № 6 (12) - 2012 г.