Библиотека тифоаналитической литературы

Ю.Р. Вагин
ПРОБЛЕМА ПОДАРКОМАНИИ


В конце зимы - начале весны бюджет семьи, отлежавшись немного после новогоднего нокаута получает еще два жестоких удара: хук слева - День защитника отечества и хук справа - Международный женский день. После чего бюджет обычно падает окончательно и лежит уже до лета, пока не придет великий и ужасный Летний Отпуск и не сделает ему (бюджету) контрольный выстрел в голову (вернее - в кошелек).

Январь, февраль, март - три месяца главного умопомешательства под названием "подаркомания". Дело дошло уже до того, что благосостояние страны стали определять по тем суммам, которые среднестатистический англичанин, француз, немец или россиянин тратят на покупки и подарки в конце и начале Нового года. В этот период банки, магазины и туристические компании ежегодно расставляют свои сети, чтобы поймать и выпотрошить золотую рыбку подаркомана.

Сначала мы дарим подарки всем и вся (на Новый год и Рождество), потом, обессилев, только любимым (День влюбленных) и под конец, уже окончательно тронувшись умом, женщины дарят подарки мужчинам за то, что они - мужчины (23 февраля), а потом мужчины в отместку дарят подарки женщинам за то, что они - женщины (8 марта).

В семьях, где на начало года приходится еще и несколько дней рождений, тайно думают о родовом проклятии, преимуществах сиротства и срочных командировках. Люди, родившиеся в январе, феврале и марте, чувствуют, что их недолюбливают, но не понимают за что. Заканчивается этот маниакально-подарочный триместр веселым праздником - 1 апреля, когда все смеются, шутят и дурят, никто никому подарков не дарит, но этот мудрый, озорной и бесшабашный (вернее "шабашный") праздник почему-то несправедливо называют "Днем Дурака".

Традиция дарить подарки на праздники - это такой великий геморрой всего прогрессивного человечества, что знаменитые сказочные хоббиты английского писателя Джона Толкиена в свои дни рождения подарки не получают, а дарят. Что очень приятно, так как получается, что хоббит дарит подарки один раз в году, а получает - множество раз. Это мудро. У людей - все наоборот. Получаешь подарки один раз (к сожалению, день рожденья… и далее по тексту), а даришь их каждый месяц и не по разу. При этом подарки в день рождения или по поводу какой-либо календарной даты еще более или менее понятны. Приятно, что кто-то родился, приятно, что начался новый год, но какая может быть приятность в поздравлении жены с тем, что она женщина или мужа с тем, что он мужчина - для меня загадка. Это что, тайное сомнение, что могло бы быть и по-другому?

Гуманистические психологии (последние, кто верят в альтруизм человека) считают, что поскольку делать добро приятно, то и дарить подарки тоже приятно. По их логике: принимать подарки - низшее, а дарить подарки - высшее удовольствие. Практические психологи на этот счет имеют свою точку зрения. Они считают, что любовь делать подарки другим людям как-то связана с неуверенностью в собственной ценности (или, наоборот, с уверенностью в собственной "неценности").

Подаркомания - не самостоятельная болезнь. Она чаще всего является симптомом серьезной болезни, открытой во второй половине XX века. В 60-70-х годах ученые выяснили, что ребенок в первый год жизни должен получить так называемую "базовую материнскую любовь" (любовь за то что ты есть). Если новорожденный имеет такую "простую заботливую мать", он входит во взрослую жизнь как бы с "любовной прививкой". У младенца на всю жизнь формируется ощущение "Я - хороший", "Я могу получить любовь". Он легко воспринимает и терпит взаимную корыстность взрослых отношений. Он не будет примеривать "принимающе-дарящие" детско-родительские отношения на "обменные" взрослые и не будет искать в окружающих людях свою маму. Не получая во взрослых отношениях безусловной любви, он не будет страдать и не будет пытаться подкупить окружающих дорогими подарками в надежде получить взамен недополученную в детстве безусловную любовь.

Всем этим страдает так называемый "травматик" - человек, который недополучил в детстве родительской любви. Он ищет ее всю жизнь. Он пытается ее купить. В том числе с помощью подарков. Он становится подаркоманом - человеком с патологической потребностью постоянно покупать и дарить дорогие подарки. Но и это "псевдоальтруистическое" поведение не позволяет подаркоману достичь желаемого счастья. Подаркоман бессознательно ждет такой безмерной благодарности за свой дар, что ни один человек не сможет отблагодарить его при всем желании. И тогда иллюзия очарования, схватив в руки молот разочарования, одним махом разнесет вдребезги любые самые хорошие отношения.

На сегодняшний день эта болезнь одна из самых тяжелых в психотерапии. Подаркомания - ее симптом. Исчезновение этого симптома - признак выздоровления. Поэтому, как это ни парадоксально: любовь делать подарки - не всегда хорошо. Часто это свидетельствует о серьезных личностных проблемах, идущих корнями в глубокое детство. Одна моя клиентка провела три года (в общей сложности) лежа лицом к стенке в состоянии глубокой депрессии. Когда она вылечилась, то призналась, что больше всего благодарна за то, что я отучил ее делать дорогие подарки всем родным и близким на все праздники и вернул ей радость самих праздников, радость общения с родными и близкими людьми. Я думаю, что подарки могут украсить любые отношения, но не могут ни создать отношения, ни сохранить их…

Опубликовано:
журнал "Формула красоты" № 61 - 2013 г.
журнал "Экшн" № 16 - 2013 г.




На главную >>