Библиотека тифоаналитической литературы

Ю.Р. Вагин
СЛЕПАЯ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ


1. Практически любая женщина готова ради своего ребёнка на большие жертвы. Можно привести немало примеров, когда мать, особенно если она одна воспитывает ребёнка, и в школе за него заступается, и из милиции вытаскивает, кормит, поит. Но заканчивается всё драматически: либо алкоголь, либо наркотики, в лучшем случае сын начинает тихо ненавидеть мать. Почему такая несправедливость?

Здесь нет несправедливости. Если Вы будете решать за ребенка в школе все задачи по математике, Вы ведь не удивитесь тому, что он сам не сможет решить ни одной. Если Вы будете решать за ребенка все житейские проблемы - не удивляйтесь, что он сам не сможет решить ни одной. Что такое настоящая жертва матери ради своего ребенка я могу привести на примере своей матери. Когда в подростковом возрасте я периодически сбегал из дома, мои родители никогда не искали меня. И я знаю: чего им это стоило. Однажды я ночевал в доме напротив своего и увидел ночью в четыре часа как моя мать стоит у окна и смотрит в ночь. Я думаю, что она так стояла каждую ночь, но она, ни тогда, ни после никогда не говорила мне об этом. При этом она в любой момент могла сказать отцу и если бы отец дал команду - меня нашли бы в течении 12 часов, принесли домой и поставили перед дверью. Но мои родители, к счастью, так никогда не поступали. Они понимали, что я имею право на свою жизнь и свои ошибки. И лучше их совершить в 14 лет, чем в 24 и 34 года.

2. В наше время многие матери, являясь либо успешными бизнес-леди, либо просто сильными личностями, относятся к своим детям как к своего рода предприятию. Сначала вкладывают деньги, причём немалые, в элитные школы, вузы, репетиторов, поездки за границу и т.д. А потом соответственно хотят получить результат. А его-то и нет. А между тем какой-нибудь мальчик из провинции, который все студенческие годы сидел впроголодь и подрабатывал грузчиком, делает серьёзную карьеру. Ну не обидно ли?

Одна из моих любимых фраз: "Ребенок должен много недополучить в своей жизни, чтобы иметь шанс чего-либо добиться в этой жизни". Я не против предоставления ребенку оптимальных условий для получения образования. Нужно только не забывать, что каждый ребенок имеет свой собственный потенциал: больший или меньший. И в этом нет ничего плохого. Земляничка не хуже клубнички и она не должна стать клубникой. Создайте ребенку оптимальные условия для развития его потенциала, но не пытайтесь его искусственно увеличить - это невозможно. Дети с высоким потенциалом на самом деле могут добиться большего в плане образования, карьеры, денег, но ведь ничто из вышеперечисленного не имеет отношения к счастливой жизни. Определитесь для себя, что вы хотите для своего ребенка: счастливой жизни или золотую медаль, красный диплом и престижное место работы. Плакать в "Мерседесе" может быть и лучше, чем плакать на улице, но все-таки хуже, чем смеяться от счастья неважно где.

3. Что нужно, чтобы вырастить сына (или дочь) умным, успешным и при этом не сломать его?

Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз говорил "Не нужно толкать реку, пусть она течет сама". Все, что требуется от родителей, воспитателей и учителей, это обеспечить свободный доступ ребенка к информационному потоку в широком смысле этого слова, и он впитает в себя ровно столько, сколько позволят ему его собственные потенции. Он будет аутентичен. Он будет самоактуализирован, если угодно. Не так страшно, если ребенку кто-то что-то не "додаст". Страшно, если в ограниченную форму попытаться вложить большее содержание, чем она может вместить. Психика ребенка и подростка чрезвычайно пластична. До поры до времени она стерпит все, но рано или поздно неминуемо ответит целым залпом психосоматических нарушений и саморазрушительного поведения.

Психологи и психиатры знают, что происходит с теми детьми, которых в погоне за спортивными достижениями, родители и тренеры, так сказать "развивают", не думая о последствиях. На рубеже третьего тысячелетия любопытное человечество заинтересовалось развитием мозгов, презрев, древнюю мудрую заповедь Экклезиаста: "Умножая знания, ты умножаешь страдания". Неужели на Земле мало страданий?

4. Как сделать из ребёнка друга?

Знать о нем все и при этом любить его. Понимать его проблемы и стараться научить его понимать ваши проблемы. Совместная жизнь знает две формы: сапрофитную и паразитарную. При сапрофитной организмы помогают друг другу (то есть дружат). При паразитарной один организм существует за счет другого: мать за счет ребенка или наоборот. Кончается это на самом деле невесело. Однажды одна бизнесвумен привела ко мне своего сына наркомана. Она вложила в него всю свою жизнь. Когда она оставила нас, чтобы я доказал "негодяю" как он обязан ей всей жизнью и как неправильно он себя ведет, я спросил 16-летнего парня: "Что ты хочешь?". Он ответил честно (ему друзья сказали, что мне можно не врать): "Хочу, чтобы мама умерла. Она дает мало денег. Если она умрет - я буду единственным наследником". Если бы бизнес-леди знали настоящие мысли своих детей, я думаю, у них интерес к работе надолго бы пропал.

Опубликовано в журнале "Секрет здоровья" №2, 2009 г.




На главную >>