Библиотека тифоаналитической литературы

Ю.Р. Вагин
КАРТА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


Скажи: видел ли ты карту, на которой изображен тот правильный жизненный путь, о котором вечно твердят взрослые и по которому можно идти по жизни, не рискуя заблудиться, угодить в болото или сорваться в пропасть? Если не видел, то хочешь посмотреть?

Эту карту в конце XX века составил датский ученый Эрик Эриксон. В Скандинавии вообще жили замечательные люди, знавшие о детстве, наверное, все: Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Сельма Лагерлеф, Туве Марика Янсон.

Эриксон описал восемь этапов жизни, которые не зависят ни от пола, ни от расы, ни от национальности, ни от образования, ни от эпохи. По этому пути идешь ты, по нему идут твой отец, твоя мать, твой учитель, по нему потом пойдут и твой сын, и твоя дочь, и твои внуки, и их дети, и дети их детей. Хочешь знать его?

Первый этап: первый год жизни. Это короткий и единственный период, когда нас любят ни за что, просто так, за сам факт нашего существования. Если ребенок это получил, у него всегда будет внутренняя уверенность: "я - хороший человек", "я - достоин любви".

Второй этап: второй год жизни. Мы впервые понимаем, что отношение к нам окружающих зависит от нашего поведения. Пописал в горшок - тебя любят больше, пописал на подушку - тебя любят меньше.

Третий этап: 3-5 лет. Ребенок начинает проявлять инициативу, например, забивает гвоздь в полированный папин стол. Те, кто был за это наказан, в будущем уже не сумеют удержать в отбитых руках молоток.

Четвёртый этап: 6-14 лет. Ребенок входит в мир навыков и умений. Он не просто учится делать вещи - он учится делать их хорошо. Во всех культурах на этой стадии дети проходят систематическое обучение.

Пятый этап: 14-18 лет. Человеку необходимо найти свое место среди сверстников, свой способ самовыражения, доказать свою уникальность. Побеги из дома, пробы наркотиков и алкоголя - симптомы неудачной попытки самовыражения.

Шестой этап: 18-25 лет. Главной задачей, стоящей перед молодым человеком, является раскрытие способности к близости и любви, способности понимать других, принимать на себя обязательства по отношению к другим.

Седьмой этап: 25-55 лет. Человек развивает способность заботиться о том, что было создано ранее (о детях, работе, идеях). При неблагоприятном прохождении этого периода можно наблюдать усиление скуки, потакание своим слабостям.

Последний этап: 55 и более лет. Если предыдущие этапы пройдены так, как нужно, человек испытывает чувство умиротворённости, уверенности в смысле жизни и её достоинстве, он становится мудрым.

Проходя правильно через все восемь "станций", ты получаешь полное удовольствие от жизни. Если это не так, то виновата не жизнь, а то, как ты по ней идешь.

Если тебе кажется, что ты заблудился на жизненном пути, не отчаивайся - в каждом лесу есть свой лесник, даже если ты и не знаешь, где он сейчас. Где-то рядом с тобой есть человек, который может тебе помочь. Найди его и найди свой путь.


Опубликовано в газете "Досье 02" № 44(769) 29.10.2004 г.




На главную >>